Тезисы доклада С.Н.Муратова

Тезисы доклада:
«О выполнении работодателями законодательства и обязательств Областного трехстороннего соглашения о полной и своевременной уплате налогов и сборов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование».

12.09. 2012 года, 14-00.               г. Курган, Малый зал Правительства Курганской области.

Создание, сохранение и увеличение количества рабочих мест работодателями региона, обеспечивает жителей региона не только заработной платой, необходимой для удовлетворения жизненных потребностей Зауральцев, но и обеспечивает финансовыми ресурсами региональный бюджет, представляющий жителям региона различные социальные жизненно необходимые услуги – образовательные, здравоохранения, культурного и физического развития, социальной поддержки групп населения нуждающихся в ней, определенных законодательством нашего СОЦИАЛЬНОГО государства.


В отчетном периоде – первое полугодие 2012 года работодатели Курганской области совместно с партнерами трехстороннего соглашения, проводили целенаправленную  работу по реализации мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития Курганской области на 2012 год и среднесрочную перспективу, направленных на наращивание производственного потенциала, увеличение валового регионального продукта,  обеспечивающую сохранение и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, положительную динамику налоговых доходов регионального бюджета, повышение уровня жизни  жителей области.

 


Рост налоговых доходов за отчетный период составил 111,5% к соответствующему периоду 2011 года. В абсолютном выражении это  7,342 млрд. рублей.   79.7%(5,85 млрд. руб.) налоговых доходов областного бюджета в первом полугодии 2012 года обеспечили работодатели,  управляющие коммерческими предприятиями, во всех видах экономической деятельности присутствующих в экономике региона. Остальные доходы регионального бюджета(1,49 млрд.) рублей  обеспечили работники бюджетных учреждений, оказывающие образовательные услуги, услуги здравоохранения, услуги государственного управления.

 


Более 40% доходов регионального бюджета обеспечили работодатели управляющие предприятиями обрабатывающих производств, транспорта, связи и энергетики, они же показали и самые высокие темпы роста налоговых отчислений:

  • производство пищевых продуктов                                           136,4%
  • обрабатывающие производства                                               150,7%
  • производство, передача и распределение электроэнергии       151,1%
  • транспорт и связь                                                                  119,6%

Результаты работы по формированию доходов регионального бюджета, при исполнении предприятиями налогового кодекса  РФ, были бы значительно выше, если б Налоговый кодекс России запрещал собственнику вывод  из - под налогообложения прибыли в регионе, где эта прибыль заработана, в регион регистрации головного офиса собственника предприятия.  К сожалению, крупнейшие предприятия нашего региона работают по таким, ущемляющим интересы бюджета региона схемам, что ухудшает социальные условия жителей Зауралья, сдерживает развитие инфраструктуры нашей области. К сожалению эта ситуация характерна для многих регионов России, но учитывая огромную величину потерь регионального бюджета около 3-х млрд. рублей в год, проблема должна стать для Правительства области одной из главнейших.


Есть проблемы и с  формирование НДФЛ, т.к. большинство предприятий малого бизнеса использует серые зарплатные схемы, значительно снижающие доходы регионального бюджета. Это тоже очень большие суммы, т. к. численность занятых в малом бизнесе почти в 2-а раза превышает количество занятых в промышленности траспорте связи и энергетике, а их доля в формировании регионального бюджета в разы ниже крупного и среднего бизнеса. У малого бизнеса, конечно же есть объективные причины, такого незаконопослушного поведения. Если сейчас, одномоментно, малый бизнес станет законопослушным в вопросах налогообложения заработной платы, мы получим резкий, более 30%, скачек цен на его товары и услуги, а это удар по кошельку жителей региона. Решать эту проблему надо на законодательном уровне, в первую очередь, хотя б для того чтоб общество перестало его упрекать в мошенничестве. Ведь в основном собственники малого бизнеса это средний класс, лицо процветающего общества, но мошенник не может быть его опорой по определению.


Мы эти проблемы обсудили на общем собрании регионального объединения работодателей в июне 2012 года. Предпринимательское сообщество осудило эту практику, наносящую урон социально-экономическому состоянию региона. Мы обратились ко всем руководителям предприятий, собственникам предприятий региона о прекращении этой наносящей ущерб региону практики, но мы прекрасно понимаем пока на законодательном уровне этот вопрос не будет урегулирован – наши благие пожелания в большинстве случаев повиснут в воздухе. Ещё раз хотелось бы обратиться к законодательной и исполнительной власти региона активизировать работу по латанию этой огромной дыры в нашем региональном бюджете. Предпринимательское сообщество напрямую заинтересовано в решении этой проблемы.

Ведь чем богаче бюджет, тем благоустроеннее и привлекательнее область, а это очень важно для повышения инвестиционной привлекательности нашего региона. Пришедшие в регион инвестиции помогут поддерживать конкурентоспособность наших предприятий, а это обеспечит сохранение и увеличение количества рабочих мест для жителей области.


На этих же рабочих местах созданных и сохраняемых в конкурентной борьбе работодателями, зарабатываются финансовые ресурсы, формирующие фонды  пенсионного, медицинского и социального страхования  РФ.  Сумма страховых взносов, сформированных с выплаченной заработной платы составила:

  • на обязательное пенсионное страхование                  4,4 млрд. рублей;
  • на обязательное медицинское страхование                0,96 млрд. рублей.


Необходимо отметить, что при снижении страхового тарифа пенсионного фонда ( с 26% в 2011 г. до 22% в 2012 г.)  темп объема поступивших страховых взносов равен 99,7%, т.е. увеличение размера заработной платы, позволило сохранить прежний объем накоплений пенсионного фонда. Т.е. подтвердилась верность аргументов предпринимательского сообщества, утверждавшего, что менее жесткая тарифная политика, даст более положительный конечный результат.


Темп роста бюджета фонда обязательного медицинского страхования также имеет положительную величину 114,3%, в 2-а раза превышающую уровень инфляции 2011 года.


Конечно, не всем предприятиям удалось своевременно исполнить свои обязательства по налогам и сборам. В среднем величина неперечисления от начисленных сумм не более 3% по всем видам обязательств по налогам и сборам. Задолженность, как правило, имеют предприятия находящиеся в предбанкротном состоянии или в состоянии финансового оздоровления либо в состоянии конкурсного производства.


В итоге, полагаю, можно сказать - понимание того, что четкое исполнение налоговых обязательств, способствует развитию региона, улучшая через это инвестиционную привлекательность региона, это на данном этапе характеризует поведение основных налогоплательщиков региона. Имеющиеся недоработки налогового кодекса России, которые были отмечены выше, снижающие наполнение регионального бюджета, нам совместными усилиями надо править, используя все возможности имеющиеся у региональных властных структур и общественных организаций.