Постановление Правления РСПП 3/2 от 13.10.2010

№ Пр- 3/2   от  13  октября   2010 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СОЮЗА
ПРОМЫШЛЕННИКОВ  И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Об изменении уровня прямой и косвенной нагрузки на российский бизнес в посткризисный период

1. Правление РСПП отмечает, что в кризисный и  посткризисный  период государством реализуются меры по поддержке национальной экономики, снижению избыточных барьеров развития бизнеса, прямой и косвенной нагрузки на производителей товаров и услуг.
Вместе с тем, Правление РСПП считает, что положительный краткосрочный и долгосрочный эффект позитивных изменений нейтрализуется принятыми и планируемыми решениями, которые бизнес воспринимает как несомненный рост прямой и косвенной нагрузки.
Объем нагрузки на бизнес и его рост повышают риски при реализации инновационно-модернизационной стратегии. Они отрицательно сказываются на формировании конкурентной среды, сдерживают увеличение прибыльности компаний и доходов бюджетной системы, препятствуют созданию новых эффективных рабочих мест и сужают возможности для увеличения заработных плат и исполнения социальных обязательств.

 


Необходимо особо отметить, что, по мнению РСПП:
- увеличение как прямой, так и косвенной нагрузки на бизнес ведет к повышению рисков невыполнения инновационно-модернизационной стратегии развития России. В этой связи представляется необходимым отказаться от дальнейшего роста нагрузки на бизнес и законодательно зафиксировать перечень мер по стимулированию инвестиционной активности компаний в среднесрочной перспективе;
- снижение административной нагрузки является не компенсацией за сохранение высокого уровня финансовой нагрузки, а обязательным условием повышения качества инвестиционного климата;
- в условиях ограниченности в среднесрочном периоде бюджетных средств требуется, в первую очередь, повышать эффективность и прозрачность расходования имеющихся средств, а не увеличивать прямую нагрузку на бизнес;
- при оценке финансовой нагрузки на бизнес важно учитывать не только прямую «государственную» нагрузку, но и нагрузку со стороны государственных и частных компаний в секторах, где государство осуществляет регулирующие функции (товары и услуги естественных монополий) или требует обязательного расходования средств компаний на определенные услуги (обязательное страхование);
- требуется обеспечить проведение полноценных консультаций по изменению нагрузки на бизнес со всеми заинтересованными сторонами, поскольку за пределами оценки регулирующего воздействия остаются проблемы увеличения прямой финансовой нагрузки на бизнес (налоги, социальные платежи и т.д.);
- необходимо повысить эффективность работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по участию в разработке, экспертизе и обсуждении проектов законов, стратегий, программ и иных документов. Предложить внести в Регламент Правительства Российской Федерации изменения, обеспечивающие реализацию законных прав Комиссии и ее сторон по обязательному учету решений Комиссии, мнения ее сторон при принятии Правительством Российской Федерации решений по проектам законов и иных нормативных правовых актов, а также при принятии ведомственных нормативных правовых актов;
- в части косвенной нагрузки законодательство об административной и уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности должно быть адекватным современным экономическим отношениям, исключить произвольное толкование и искусственную криминализацию бизнеса;
- нужно минимизировать применение в отношении бизнеса принципа «перекрестного субсидирования» при реализации социально-экономической политики, включая налоговую;
- следует снижать не только универсальную, но и специфическую для отдельных видов экономической деятельности нагрузку, в частности, финансовой сферы.

 

2. Одобрить меры по компенсации увеличения прямой финансовой нагрузки на бизнес и снижению косвенной административной (прилагаются).
Поддержать проведение исследования «Анализ инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации и формирование рекомендаций и предложений, направленных на улучшение инвестиционного климата», организованного Комитетом РСПП по международному сотрудничеству, Международным советом по сотрудничеству и инвестициям при РСПП с привлечением международной консалтинговой компании «КПМГ».
3. Членам Правления РСПП, руководителям Комитетов, Комиссий и региональных отделений РСПП в десятидневный срок внести дополнительные предложения по данному вопросу.
Рекомендовать руководителям региональных отделений РСПП оказать содействие в организации завершения исследования «Анализ инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации и формирование рекомендаций и предложений, направленных на улучшение инвестиционного климата» и доведении его результатов до руководителей органов государственной власти субъектов РФ.

Президент РСПП                                                                           А.Шохин

 

Приложение

Меры по компенсации увеличения прямой финансовой нагрузки на бизнес и снижению косвенной административной

Снижение финансовой нагрузки

  1. Уделить особое внимание диалогу с Правительством Российской Федерации по:

- предлагаемому Правительством переходу на казначейское исполнение бюджета Фонда социального страхования РФ и прямые выплаты страховых возмещений и пособий;
- предлагаемому Правительством переходу на индивидуальные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- модернизации систем досрочного пенсионного обеспечения;
- упорядочению социальных обязательств, которые могли утратить свои социальные и экономические функции или воспроизводят неравенство;
- решению вопросов, связанных с внесением взносов малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а также с задолженностью по взносам.

  1. Предложить Минздравсоцразвития России и ФСС России разработать комплекс мер, направленных на предотвращение злоупотреблений при выдаче больничных листов, в том числе используемых в международной практике и рекомендуемых Международной организацией труда. Рассмотреть альтернативные варианты решения проблемы финансовой сбалансированности ФСС России, в частности, за счет перевода нестраховых выплат на бюджетное финансирование, введения «франшизы» по оплате больничных листов небольшой продолжительности, которые не покрываются средствами ФСС России и работодателями, перевода оплаты первых дней болезни на договорные начала между работником и работодателем, возвращения работнику права участвовать в системе социального страхования в качестве плательщика взносов.
  2. Предложить Правительству РФ вернуться к рассмотрению вопроса об ограничении срока действия повышенного размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 2012 года, направляемых на реализацию в 2011 и 2012 годах программ модернизации здравоохранения.
  3. Не допускать необоснованного увеличения финансовой нагрузки на промышленный бизнес в рамках обязательного страхования, в том числе страхования гражданской ответственности.
  4. Продолжить работу по доработке проекта федерального закона о трансфертном ценообразовании, в том числе в части соглашений о совместном финансировании расходов; симметричной и обратной корректировки по внутренним операциям; переходного периода в отношении штрафов по трансфертным ценам; доработки процедур налогового контроля; методов расчета рыночных цен; распространения положений законопроекта на финансовые услуги и приоритетности для контроля внешнеэкономических сделок.

Обеспечить координацию ключевых положений проектов федеральных законов о трансфертном ценообразовании и консолидированных группах налогоплательщиков, а также расширить сферу применения проекта закона о консолидированных группах налогоплательщиков, что позволит обеспечить развитие холдингов (вертикально интегрированных групп).

  1. Повысить эффективность администрирования НДС:

- предоставить налогоплательщику право выбора поквартально или помесячно отчитываться по НДС;
- снизить «порог доступа» к заявительному порядку возмещения НДС без оформления банковской гарантии или предусмотреть возможность применения заявительного порядка возмещения НДС всем крупнейшим налогоплательщикам;
- обязать налоговые органы возвращать гаранту банковскую гарантию в случае завершения проверки до окончания восьмимесячного срока действия банковской гарантии.

  1. Реализовать ряд мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности предприятий:

- предоставить инвестиционную льготу для снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций на сумму инвестиций и (или) повысить амортизационную премию вне зависимости от срока амортизации;
- предоставить право использовать ускоренный коэффициент амортизации в пределах 3-х в отношении собственных амортизируемых основных средств, созданных (реконструированных, модернизированных, прошедших техническое перевооружение ранее созданных налогоплательщиком основных средств) с использованием результатов научной и (или) научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности, проводимой непосредственно налогоплательщиком либо с привлечением учреждений образования, научных и научно-исследовательских организаций на основании хозяйственных договоров;
- исключить условия о том, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, которые дали положительный результат, включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в зависимости от факта использования результатов исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг);
- предусмотреть, что к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями российских организаций, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, долями участия в уставном капитале российских организаций, а также ценными бумагами инновационного сектора экономики, включенными в котировальные списки организаторов торгов, предусмотренные перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, применяется ставка 0 процентов при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг (долей) они находились в собственности налогоплательщика более 5 лет. Для вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, приобретенных в дополнение к уже существующему владению более чем 50-процентным вкладом (долей), срок нахождения в собственности исчисляется с даты последнего приобретения вкладов (долей), дающих право на владение более чем 50-процентным вкладом (долей);
- отказаться от взимания налога на имущество с вновь вводимого технологического оборудования в течение первых трех лет его эксплуатации.

  1. Снизить избыточную налоговую нагрузку на компании, в том числе разрешить уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций, получающих услуги в сфере естественных монополий, на сумму расходов, связанных с созданием объектов, необходимых для оказания услуг организациями, работающими в сфере естественных монополий (сферы деятельности субъектов естественных монополий указаны в ст.4 ФЗ №147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»), при условии, что данная услуга будет получена при непосредственном использовании данных объектов.

Снижение административной нагрузки

  1. Обеспечить дальнейшую работу по снижению нагрузки на бизнес, связанной с реализацией земельного и кадастрового законодательства, в том числе предусмотреть возможность оспаривания методики кадастровой оценки земли.
  2. Продолжить работу по сокращению перечня лицензируемых видов деятельности, в том числе путем замены лицензирования введением саморегулирования или уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности.
  3. Обеспечить утверждение всеми федеральными органами исполнительной власти административных регламентов, регулирующих процедуры осуществления контрольно-надзорных функций, предусмотрев в них раскрытие информации о результатах проверок.
  4. Обеспечить систему контроля и привлечения к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти за проведение внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов без согласования с органами прокуратуры.
  5. Создать необходимые условия для электронного документооборота при проведении лицензирования и осуществления контрольно-надзорных мероприятий.
  6. Предусмотреть привлечение саморегулируемых организаций к проведению проверок хозяйствующих субъектов и их участие в рассмотрении соответствующих дел об административных правонарушениях.
  7. Пересмотреть вводимую с 1 января 2011 г. возможность административного приостановления деятельности компании не только судьей, но и административными органами и их должностными лицами, а также расширение оснований такого приостановления.
  8. Обеспечить максимальную детализацию норм законодательства об административной ответственности и уголовного законодательства с целью исключения «каучуковых» норм, позволяющих привлекать к ответственности по широким основаниям и предоставляющих чрезмерную свободу в выборе санкций.
  9. Создать условия для эффективного применения мер административной и гражданско-правовой ответственности, сужая сферу уголовного преследования за экономические правонарушения.
  10. Рассмотреть возможность взвешенного и оправданного расширения объема уголовно-правовых составов, отнесенных УК РФ к делам частного обвинения.
  11. Исключить использование в качестве отягчающего признака преступления понятие «организованной группы», которое часто необоснованно используется в отношении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
  12. Пересмотреть использование в качестве отягчающего обстоятельства размера ущерба от противоправной деятельности, поскольку значительный размер зачастую зависит от масштаба хозяйственной деятельности и не всегда свидетельствует о преступном умысле, как, например, в отношении уголовно-наказуемых нарушений требований антимонопольного законодательства.
  13. Дополнить уголовно-процессуальное законодательство условиями для более широкого использования альтернативных средств решения споров, в том числе для применения предусмотренных законом механизмов посредничества (медиации), в особенности в делах частного обвинения, где такие примирительные процедуры могут быть обязательными.
  14. Обеспечить единый подход к применению новых положений уголовно-процессуального законодательства, ограничивающих избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении экономических преступлений.
  15. Реализовать предложение ФАС России об исключении возможности уголовной ответственности за совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий, закрепив непосредственно в законе критерии, по которым можно разграничивать соглашения и согласованные действия, и уже на этой основе внести соответствующие изменения в ст. 178 УК РФ.
  16. В ходе реформы системы органов внутренних дел исключить возможность злоупотреблений при производстве оперативно-розыскных и следственных действий, когда безосновательно или в интересах других лиц нарушаются права и законные интересы предпринимателей, что препятствует нормальной хозяйственной деятельности, влечет причинение значительного ущерба. Это касается, в первую очередь, соблюдения принципа законности при проникновении в помещение, а также при выемке документов и электронных носителей информации.
  17. Освободить органы внутренних дел от не свойственных им функций, в том числе по участию в налоговых проверках, оказанию охранных услуг на основе гражданских договоров.
  18. Уточнить право органов внутренних дел «принимать от граждан и организаций во владение и пользование транспортные средства и иное имущество», необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей.
  19. Отнести вопросы организации деятельности органов внутренних дел, тактики, методов и средств осуществления к предмету прокурорского надзора.
  20. Учитывать при рассмотрении дел об административных правонарушениях возможность освобождения от административной ответственности в случае малозначительности административного правонарушения, отказаться от практики наложения крупного штрафа в качестве наказания за административные правонарушения на рынке ценных бумаг вне зависимости от тяжести совершенного правонарушения, в силу отсутствия возможности применять иные административные наказания.
  21. В целях совершенствования механизма участия социальных партнеров в управлении и контроле над формированием и целевым расходованием страховых средств передать в трехстороннее управление – работодателей, представителей работников и государства – Фонд социального страхования Российской Федерации.
  22. Ввести уведомительный порядок регистрации выпусков ценных бумаг. В случае, если ФСФР не отказала в регистрации ценных бумаг в течение определенного срока после получения документов, ценные бумаги могут размещаться с возложением предварительного контроля на биржи (при размещении ценных бумаг на бирже) или СРО, объединяющие инвестиционные банки (при размещении ценных бумаг на внебиржевом рынке с участием андеррайтера). Одновременно с этим необходимо четко определить ответственность инвестиционных банков - андеррайтеров, которую они несут перед инвесторами.
  23. Ввести уведомительный порядок подведения итогов эмиссии ценных бумаг и отказаться от возможности административного признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся.
  24. Освободить компании от обязанности вносить изменения в устав по результатам эмиссии акций.
  25. Упростить проспект ценных бумаг для случаев, когда эмитент уже раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета (проспект ценных бумаг может включать только описание размещаемых ценных бумаг и условий их размещения), а также для случаев, когда ценные бумаги предназначаются квалифицированным инвесторам. Освободить от проспекта размещения, предусматривающие привлечение не более 3-4 млн. рублей в течение года.
  26. В целях формирования финансовой достаточности систем социального страхования целесообразно осуществить поэтапный переход к паритетному участию работодателей и работников в формировании финансовых ресурсов системы, а в необходимых случаях - государства.
  27. Необходимо повысить информационную открытость Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части ориентированности на потребности работодателей и застрахованных граждан, расширения перечня открыто публикуемых прогнозных и аналитических материалов.
  28. Дифференцировать нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг в зависимости от круга операций, осуществляемых компанией, и рисков, связанных с этими операциями, а также рассмотреть возможность снижения нормативов до принятых в международной практике.
  29. Изменить порядок расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе отказаться от коэффициентов для оценки активов, которые в 4 раза уменьшают стоимость собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг.
 

Голосования

Какие меры поддержки предпринимательства Вы считаете наиболее эффективными?