О социальной ответственности бизнеса на территории Курганской области

«О социальной ответственности бизнеса на территории Курганской области»
Тезисы доклада Муратова С.Н. на заседании комитета по экономической политике Курганской областной Думы
15.06.2012 года.


Уважаемый Владимир Николаевич, уважаемые участники заседания!

 


Рассматривая предложенный к обсуждению вопрос, хотелось бы остановиться на нескольких аспектах, этого важного для социально- экономической ситуации в регионе, вопроса.
Первое.
Выполняя требования нормативных региональных и федеральных документов по уровню заработной платы, отчислениям в муниципальный и региональный бюджеты налогов и сборов работодатели обеспечивают определенный уровень социально- экономического положения жителей региона. И вот здесь мы видим,  что не все одинаково успешно проходят тест на социальную ответственность.  От уровня бюджетной обеспеченности жителя области зависит состояние здравоохранения, образования, благоустройство наших городов и сел, качество дорог в регионе, качество траспортного обслуживания населения – в общем, решение всех тех вопросов, которые решаются через финансирование или софинансирование регионального и местного бюджета.

Комфортность проживания, доступность получения качественных услуг здравоохранения, образования, духовного развития – основные составляющие при принятии решения строить свою жизнь на этой территории.

Рассматривая добросовестность исполнения работодателями своих обязательств по налогам и сборам, мы должны сказать, что в этом вопросе у нас имеются огромные резервы по улучшению наполнения консолидированного бюджета региона. Возврат центров прибыли всех хозяйствующих в регионе бизнес структур под юрисдикцию региона позволит увеличить налоговые поступления по налогу на прибыль, как минимум на 3 млрд. рублей, а это почти 20% от собственных доходов области за 2011 год . Не менее 2 млрд. рублей теряет консолидированный бюджет области из-за массового применения серых зарплатных схем в малом бизнесе.

Во многом бюджет области,  при реализации целевых федеральных программ, формирует источники финансирования региональных объектов, на принципах софинансирования. Область вкладывает 1 рубль + 2 или 3 рубля Федеральный центр. Практически, пропустив, эти пока еще не собираемые миллиарды, через механизмы Федеральных целевых программ мы, увеличим бюджетообеспеченность региона на 15 млрд. рублей, а эта цифра почти равна величине собственных доходов регионального бюджета за 2011 год (17.7 млрд. рублей).

Уважаемые коллеги добросовестность исполнения бизнесом своих налоговых обязательств позволит наш регион сделать конкурентоспособным для проживания, а это обеспечит наши предприятия добросовестными, квалифицированными, преданными региону кадрами, что в конечном итоге обеспечит конкурентоспособность наших предприятий.

Второе.
Как бы не был богат бюджет региона, муниципалитета всегда найдутся социальные проблемы региона, муниципального образования, которые требуют финансирования, но бюджетных средств, на которые, не хватает. И тут открывается второе дыхание бизнеса по финансированию социальных потребностей региона -  социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Второе дыхание это финансирование бизнесом социальных программ в своих трудовых коллективах. Формы социальной поддержки тружеников своих коллективов разнообразны. Это и дотации на питание, софинансирование оздоровления и отдыха тружеников предприятия и их детей, поддержка ветеранов предприятия, софинансирование приобретения жилья для работников предприятия, софинансирование обучения работников предприятия и их детей – все эти вопросы собственник финансирует из прибыли оставшейся в его распоряжении после исполнения обязательных налоговых платежей и сборов. Социально ответственный бизнес финансирует из собственной прибыли и региональные проблемы: строительство и содержание спортивных объектов и коллективов, возрождение православных храмов, поддержка творческих личностей и коллективов и многое другое.  
Социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для предприятия реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости. 
Третье.
Огромное значение для стабильной социально-экономической ситуации в регионе имеет наличие достаточного количества высококвалифицированных, высокопроизводительных рабочих мест, превышающих численность экономически активного населения региона.
Сохранение и расширение количества рабочих мест в регионе характеризует, насколько социально ответствен региональный бизнес. 
Определяющую часть регионального бюджета Зауралья формируют обрабатывающие производства региона. Они же, требуя высоквалифицированного персонала, инициируют население региона к повышению своего образовательного уровня, повышая общий интеллектуальный потенциал региона.
К сожалению, региональный бизнес не может похвалиться успехами на этом направлении. За годы перестройки промышленный комплекс области потерял половину рабочих мест(1990г. - 120 тыс. работающих, 2011год – 60 тыс. работающих). Последствия этого:
Резкое снижение поступления в бюджеты всех уровней налогов и сборов;
Снижение образовательного уровня населения, вследствие недостаточности высококвалифицированных рабочих мест, требующих высокообразованного персонала.
В регионе потеряны за годы перестройки самые мощные, в интеллектуальном плане, предприятия – флагманы машиностроения региона КЗКТ, единственное станкостроительное предприятие региона - завод деревообрабатывающих станков, КМЗ скорее мертв, чем жив. Только на этих предприятиях регион потерял более 30тыс рабочих мест. Внутри российский рынок сбыта для этих предприятий, в случае грамотной номенклатурной диверсификации, обеспечивал сохранение этих предприятий( 80% рынка тракторов в России захвачен импортерами, рынок станков захвачен импортерами более чем на 95%), но собственники этих предприятий, вместо загрузки своих высокотехнологичных предприятий гражданской импортозамещающей продукцией, 20 лет занимались и занимаются выяснением отношений с Министерством обороны.
На  Курганмашзаводе  с 1992 года сменилось 3-и собственника все от души пободались с Минобороны, вместо конструктивной работы по диверсификации номенклатуры под рыночную потребность. Итог: потеряно20 тысяч рабочих мест, практически уничтожен интеллектуальный потенциал завода, разрушена экономика завода. Ситуация на заводе приближается к ситуации на КЗКТ, трудовой коллектив которого прекратил свое существование в 2010 году.
Не всякая кухарка может управлять государством, высокотехнологичным производством. Наличие денег на приобретение предприятия не гарантирует наличия навыков управления серьезными высокотехнологичными производствами. За 5- лет управления КМЗ ККУ «Тракторные заводы» показало отсутствие необходимой управленческой квалификации у этой компании и, чтоб не потерять завод надо срочно найти способ замены собственника ведущего завод к уничтожению причем даже не понимающего этого.
Мы предлагаем, для создания воможности управления ситуацией по сохранению рабочих мест в регионе, вернуться к рассмотрению поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)», которой предлагалось в 2009 году  ввести в процедуру несостоятельности еще один этап – этап опеки. На этом этапе возможно отстранение от управления бизнесом собственника, не обеспечивающего поддержание конкурентоспособности бизнеса, сохранение количества рабочих мест.     
Спасибо за внимание.